Карта сайта
 | 
В начало
 
 
   
Информация

Наши партнеры 
     EFI
     GMG
     ONYXGRAPHICS
     X-Rite
     IGT
     KPG
     Sack

Наши публикации 
     Александр Денисов, "Красочная лаборатория: обзорная экскурсия", КомпьюАрт #12/2010
     Алексей Грибунин, "Имитация смесевых цветов на цифровой цветопробе", ФСП (Флексография и спец-виды печати), #05/2009
     Алексей Грибунин, "Цветопробу – на контроль", ФСП (Флексография и спец-виды печати), #02/2007
     Алексей Грибунин, "Прикладная цветопроба", ФСП (Флексография и спец-виды печати), #04/2005
     Д. Белкин, А. Грибунин Цифровая растрированная цветопроба в теории и на практике
     Pavel Abakanov, Алексей Грибунин CMS for Windows
     А.Грибунин, А.Михно, "Нечего на зеркало пенять, или виртуальная реальность цветопробы", «Флексо Плюс» #3(21), июнь 2001.
Наши тесты
 Тест Epson SureColor P7000V

Тест Epson SureColor P7000V 


Обзор новой линейки принтеров SureColor Px000.

В конце 2015 года компания Epson анонсировала новую линейку принтеров SureColor Px000, пришедшей на замену линейке Stylus Pro x900 и x890.
Новая линейка состоит из четырех моделей:

  • SureColor P6000 и P7000 - модели А1+ формата (ширина печати 610мм или 24").
  • SureColor P8000 и P9000 - модели А0+ формата (ширина печати 1118мм или 44").
Все модели используют ролевую подачу материала, давая возможность печати длинных работ, длинной до 15 метров (зависит от используемого программного обеспечения, управляющего печатью принтера).

Отличие "четных" и "нечетных" моделей заключается в красочности печати.

Восьмикрасочные модели.
"Четные" модели SC-P6000 и P8000 - восьмикрасочные. Прямые предшественники данных моделей - Stylus Pro 7890 и 9890. В этих принтерах используются 9 картриджей с чернилами Epson UltraChrome HD: Cyan, Light Cyan, Vivid Magenta, Vivid Light Magenta, Yellow, Light Black, Light Light Black, Photo Black и Matte Black.
Использование девяти картриджей объясняется тем, что как и раньше, принтер использует либо Photo Black, либо Matte Black - в зависимости от выбранного типа запечатываемого материала. Matte Black обычно используется для повышения оптической плотности черного цвета при печати на матовых носителях.

Десятикрасочные модели.
"Нечетные" модели SC-P7000 и P9000 - десятикрасочные. Их предшественниками являются модели Stylus Pro 7900 и 9900. В новых моделях используются чернила Epson UltraChrome HDX, состоящие из того же набора 9-ти картириджей, что и Epson UltraChrome HD, плюс Orange и Green.
Однако у этих моделей есть одна интересная особенность - у них существуют модификации SC-P7000V и P9000V - с фиолетовым (Violet) картриджем. Фиолетовый картридж устанавливается вместо Light Light Black, т.е. принтер остается по прежнему 10-ти цветным, однако использование фиолетовых чернил заметно расширяет цветовой охват в сине-фиолетовой области. По заявлению Epson, добавление фиолетового картриджа дает возможность воспроизведения до 99% цветов из библиотеки Pantone Formula Guide Solid Coated, что делает данную модель очень интересной для применения в области цветопробы и графическом дизайне. Естественно, реально достижимый процент воспроизводимых цветов Pantone зависит, в частности, от используемого программного обеспечения, свойств бумаги, на которой ведется печать, а так же от точности калибровки принтера. Ниже мы проведем оценку этого параметра, реально достигнутого при проведенном нами тестировании.

Чернила.
Чернильные картриджи в новых моделях имеют следующие емкости: 110мл для инсталляционных картриджей, 350мл для стандартных картриджей и 750мл для картриджей высокой емкости. Цена миллилитра чернил в картриджах высокой емкости, разумеется, несколько ниже, чем в стандартных картриджах. Однако тут следует помнить, что чернила Epson UltraChrome HDX являются пигментными, что означает наличие в них мелкодисперсной взвеси нерастворимого в воде пигмента. Поэтому по прошествие некоторого времени пигмент неизбежно начинает оседать, а значит при печати это будет влиять на плотность цвета.
Из практики работы с предыдущими пигментными чернилами Epson UltraChrome HDR известно, что этот эффект можно было зафиксировать приборно примерно через 2-3 месяца (чернила начинали немного терять насыщенность - Croma). С новыми чернилами пока достаточной статистики нет, но можно можно предположить, что они будут вести себя примерно так же. Бороться с этой особенностью пигментных чернил очень просто - достаточно раз в 1-2 месяца доставать картриджи из слотов и несколько раз встряхивать их, чтобы перемешать находящиеся в них чернила (те, кто уже работал принтерами Epson знают, что такую же процедуру встряхивания Epson рекомендует при вставлении новых картриджей в принтер).

Так же заявлено, что применение новых черных чернил HDX в 1.5 раза повышает оптическую плотность черного по сравнению с предыдущим поколением чернил. Правда, не уточняется, какие имеются в виду черные чернила - фото или матовые. Впрочем, предыдущие чернила Epson HDR так же отличались высокой плотностью черного при печати на качественных материалах. Ниже мы покажем, что в новых моделях действительно достигается исключительно высокая плотность черного цвета.

Плюсом используемых пигментных чернил Epson UltraChrome HDX так же является быстрота стабилизации цвета на оттиске и высокая стойкость к выцветанию. Тестирование оттисков на выцветание традиционно проводится по единой методике независимой исследовательской компании Wilhelm Imaging Research.
Получены следующие показатели стойкости к выцветанию - 200 лет для цветных оттисков и 400 лет для черно-белых оттисков (за исключением оттисков на бумаге Velvet Fine Art Paper, для которой показатель стойкости составил "всего лишь" 150 лет).

Опции.
Epson предлагает разнообразные дополнительные опции для новых моделей, в частности встроенный принт-сервер и автоматический встроенный (ин-лайновый) спектрофотометр SpectroProofer UVS.
Новый спектрофтометра SpectroProofer UVS представляет собой такое же шасси, как и у его предшественника, которое монтируется на корпус принтера спереди. Для монтажа не требуется вызов сервисных специалистов, он может быть полностью выполнен самим пользователем.
Отличие SpectroProofer UVS от предыдущей модели заключается в новой измерительной головке - X-Rite ILS30EP. Она позволяет проводить измерения в режимах M0, M1 и M2 в соответствие с действующим стандартом ISO 13655:2009.
Головка откалибрована в стандарте XRGA, поэтому измерения, получаемые с нее исключительно хорошо согласуются со всей современной линейкой спректрофотометров X-Rite - eXact, i1Pro2 и iSis2.
Пользователи, у которых есть старая модель SpectroProofer (с измерительными головками ILS20EP или ILS20EPUV) могут либо продолжать использовать его на новых принтерах SureColor Px000 (получая при этом измерения либо в режиме M0, либо M2 - в зависимости от типа используемой головки), либо обновить прибор, приобретя новую головку ILS30EP.

Подача бумаги.
Так же как и предыдущие модели, SureColor Px000 могут использовать либо ролевые, либо листовые материалы. Последние могут иметь толщину до 1.5мм (для этого предусмотрен прямой тракт прохождения листовой бумаги), при этом принтер обеспечивает автоматическое выравнивание материала, а так же проверку его перекоса.
Смена картриджей, а также зарядка листовой и ролевой бумаги производится только с фронтальной стороны принтера, что обеспечивает относительно небольшое необходимое рабочее пространство для работы с ним. Держатели ролевой бумаги сделаны в виде торцевых зажимов без центрального вала, что позволяет одному оператору без труда справляться с заменой даже полноформатных ролей.
Для ролевых материалов в принтере предусмотрен встроенный роликовый резак. Так же для ролевых материалов есть возможность учета их расхода (в метрах), а так же печать штрихкода при выгрузке материала. При последующей загрузке роля с таким штрихкодом, принтер автоматически распознает тип бумаги и оставшийся на роле метраж. И если длина задания превосходит остаток материала на роле, то принтер предупредит об этом.

Приятным бонусом оказалось наличие русифицированного меню принтера. В предыдущих моделях его не было, что иногда вызывало вопросы пользователей.

Итак, если свести наиболее важные отличительные особенности новых принтеров в таблицу, то получим следующее:

Таблица 1. Основные отличия принтеров SureColor Px000

SC-P6000 24" SC-P8000 44" SC-P7000 24" SC-P7000V 24" SC-P9000 44" SC-P9000V 44"
Ширина печати, мм (дюйм) 610 (24) 1118 (44) 610 (24) 610 (24) 1118 (44) 1118 (44)
Чернила UltraChrome HD 8-цветные V V - - - -
Чернила UltraChrome HDX 10-цветные - - Со светлосерым С фиолетовым Со светлосерым С фиолетовым
Чернила CMYKcmk V V V V V V
Светло-серые чернила (LLK) V V V - V -
Оранжевые и зеленые чернила - - V V V V
Фиолетовые чернила (V) - - - V - V
Опциональный SpectroProofer UVS (ILS30EP) V V V V V V
Воспроизведение 99% цветов Pantone - - - V - V
Воспроизведение 98% цветов Pantone - - V V V V

SureColor Px000 - первый опыт работы.
Первая встреча с принтером новой линейки SureColor Px000 произошла в демо-зале компании Epson. Это оказалась практически топовая модель SC-P7000V - 10-ти цветным принтером А1+ формата с фиолетовым картриджем.
Скажем прямо - если смотреть с нашей "цветопробной колокольни", то это одна из наиболее интересных модель в линейке. Единственный небольшой минус состоял в том, что наш "подопытный" не был оборудован новым спектрофтометром SpectroProofer UVS, но с ним к этому времени у нас уже накопился некоторый положительный опыт работы на принтере Epson 4900, поэтому сильного расстройства планов это не вызвало. Была использована проверенная временем технология цветокалибровки с помощью X-Rite i1Pro2 и профилирующей программы i1Profiler.
Для управления печатью принтера из имеющихся в нашем распоряжении растровых процессоров был выбран EFI Fiery XF v.6.2. Данный RIP удобен своей открытостью, он позволяет гибко менять поканальные ограничения, выжимая из цветового охвата принтера максимум возможного. Цветокалибровка в EFI Fiery XF сделана на основе стандартных ICC профилей, что дает возможность анализировать и сравнивать результаты калибровки с другими принтерами.

Тестирование принтера было построено следующим образом:

  • Калибровка и проверка цветопередачи на различных бумагах.
    • Создание базовой линеаризации принтера на выбранной бумаге и выбранном разрешении.
    • Построение ICC принтера.
    • Печать цветопробы и ее проверка на соответствие нормативам ISO 12647-7:2013.
    Примечание: По сути, выполнялся не какой либо синтетический тест, а проводилась полная калибровка цветопробной системы с оценкой получившегося результата по стандарту ISO. Т.е. это именно то, что необходимо пользователю в его реальной каждодневной работе.

  • Замеры одного и того же оттиска контрольной шкалы через определенные периоды времени. Это дало информацию о поведении цвета оттиска по мере его стабилизации во времени.

  • Вычисление цветового охвата принтера на различных бумагах (по построенным ICC профилям) и вычисление процента воспроизводимых цветов из библиотеки Pantone Formula Guide Solid Coated.

  • Калибровка и проверка цветопередачи на различных бумагах.
    В EFI Fiery XF v.6.2 для принтера SC-P7000V пока имеется только CT-драйвер (ConTone-Driver). Это означает, что в RIP-е принтер "виден" как CMYK устройство, а за дальнейшее цветоделение CMYK на 10 каналов головки принтера (включая специальные цвета Orange, Green и Violet) осуществляется внутри драйвера. С одной стороны, это существенно упрощает цветокалибровку принтера (в частности, построение ICC профиля для CMYK устройства намного проще, чем построение семикрасочного профиля CMYKOGV), с другой стороны "продвинутый" пользователь теряет возможность "выжимать" из принтера максимум.

    Для предыдущей линейки принтеров Epson Stylus Pro x900 существует не только CT, но и HT-драйвер (HalfTone-Driver), дающий доступ к всем каналам принтера, при этом его линеаризация заметно сложнее, а так же для него требуется построение шестиканального ICC профиля (CMYKOG). Выигрыш в цветовом охвате при этом составляет считанные единицы дЕ, поэтому, как показала практика, количество пользователей, использующих HT драйвер составляет примерно 5-10%. С введением фиолетового цвета сложность калибровки такого принтера через HT-драйвер только возрастет, поэтому сожалеть об отсутсвии такого драйвера для SC- P7000V скорее всего не стоит.

    Для тестирования и для создания калибровок был отобран целый ряд высококачественных цветопробных и фото-бумаг:
    Epson Premium Semigloss PhotoPaper 250, EFI ProofPaper 6225 Semimatte, GMG ProofPaper Semimatte 250, GMG CheckProof 200, GMG CheckProof 250. Ниже будет проведено сравнение полученных цветовых охватов на этих бумагах.

    В качестве первой бумаги, использованной при тестировании была выбрана GMG ProofPaper Semimatte 250.
    Итак, линеаризация принтера SC-P7000V была сделана на данной бумаге с использованием CT-драйвера, основное рабочее разрешение было выбрано 720x1440 dpi с однонаправленной печатью (UniDirectional). Для большинства работ как для целей цветопробы, так и фото печати этот режим представляется оптимальным как с точки зрения качества, так и с точки зрения скорости печати.
    Скорость печати при этом составляет порядка 4 минут на цветопробу А3+ формата (320х483мм), что вполне разумно для получения высококачественного оттиска. Если сравнивать с Stylus Pro 7900, то скорость печати осталась примерно такой же.
    Дополнительно была сделана калибровка под 720 dpi BiDir, который можно рассматривать как достаточно качественный, но в то же время быстрый режим печати "пристрелочных", дизайнерских цветопроб. Скорость печати при этом составляет порядка 2.5 минут на цветопробу А3+ формата.
    Линеаризация делалсь штатными средствами RIP-а EFI Fiery XF v.6.2 с помощью X-Rite i1Pro2, построение ICC профиля выполнялось в программе i1Profiler v.1.6.3, настройки параметров профиля и генерации черного приведены на рисунке. Стоит отметить, что жесткая генерация черного с ранним началом весьма положительно сказывается на точность баланса серого, снижает влияние на него метамерии чернил. Так же это делает печать более экономичной, ведь там где это возможно, комбинация нескольких цветных чернил активно заменяется на черный и серый.

    В процессе калибровки было отмечено несколько положительных особенностей новых чернил:
    • Очень хорошее закрепление чернил на бумаге.
    • Суммарное количество чернил оказалось весьма высоким - 370%, причем, в принципе, можно было лить и больше - чернила на всех использованых бумагах и разрешениях закреплялись без малейших признаков растекания. Бонусом тут является то, что хорошее закрепление чернил заметно упрощает процесс калибровки и ведет к повышению ее точности.

    • Весьма высокая плотность черного цвета.
    • Чисто черный цвет (К100) на тестформе показал светлоту L=1.6 и оптическую плотность 2.7 (DIN).
    Все это ведет к тому, что на данных чернилах можно получать тени заметно глубже, чем на предыдущих сериях, а также выше охват и контраст в тенях.

    После окончания калибровки принтера, была проведена проверка точности его цветопередачи в составе цветопробной системы на соответствие нормативам ISO 12647-7:2013.
    Имитировался печатный процесс по стандарту ISO 12647-2 (AMD 1-2007.04.15, листовая офсетная печать на высококачественной мелованной бумаге, характеризационные данные Fogra39, ICC профиль ISOcoated_v2_eci.icc). Проверка проводилась спектрофотометром X-Rite i1Pro2.
    Полученный результат приведен в таблице (для бумаги GMG ProofPaper Semimatte 250):
    Параметр Допуск Измерено Результат
    Среднее dE, все поля 3 1.09 Пройдено
    Бумага, dE 3 0.88 Пройдено
    Среднее dE, края гаммута 4 1.07 Пройдено
    Среднее dE меньших 90% 0.97
    Среднее dE наибольших 10% 2.13
    Максимальное dE, все поля 6 2.48 Пройдено
    Максимальное dE меньших 90% 1.93
    Максимальное dE, Первичные (CMYK) 5 2.18 Пройдено
    Среднее dH, триадные серые поля 1.5 0.55 Пройдено
    Максимальное dH, Первичные (CMYK) 2.5 1.09 Пройдено

    Можно отметить, что калибровка сразу дала ОЧЕНЬ хороший результат, в допуски ISO цветопроба уверенно уложилась - по всем параметрам обеспечивается двух- и даже трехкратный запас. Градационная характеристика у калибровки получилась очень хорошая, гладкая, ровная, без нелинейностей и изломов.

    Результаты калибровки цветопередачи на разных бумагах сведены в общую таблицу. В ней представлены основные параметры, характеризующие цветовой охват принтера:
    • Значения L и оптический плотности для черной плашки на разных бумагах.
    • Рассчитанный цветовой охват (в кубических дЕ, это показатель размера тела цветового охвата принтера, чем он выше, тем большее количество различных цветов в состоянии воспроизвести принтер на данной бумаге).
    • Процент воспроизводимых цветов из библиотеки Pantone Solid Coated v.2 (с допуском менее 6dE).
    • Процент воспроизводимых цветов из охвата ISOcoated_v2_eci.icc (по по стандарту ISO 12647-7:2013).
    Режим печати L мин. Опт.плотность, D Объем охвата, куб.dE Макс.отклонение Pantone, dE Процент Pantone
    в охвате
    Макс.отклонение Fogra39, dE Процент Fogra39
    в охвате
    Epson Premium Semigloss PhotoPaper 250 720x1440 Unidir 1.6 2.7 955317 18.79 98.84 2.83 100
    EFI ProofPaper 6225
    Semimatte
    720x1440 Unidir 3.2 2.41 913240 17.75 98.67 2.73 100
    GMG ProofPaper
    Semimatte 250
    720x1440 Unidir 1.6 2.7 945360 18.47 98.93 2.14 100
    GMG CheckProof 200 720x1440 Unidir 1.5 2.73 964970 17.91 99.11 2.17 100
    GMG CheckProof 200 720x720 Bidir 2.4 2.52 806622 18.23 98.31 3.19 100
    GMG CheckProof 250 720x1440 Unidir 1.5 2.72 941236 18.94 98.93 2.21 100
    GMG CheckProof 250 720x720 Bidir 2.5 2.5 791467 19.39 98.22 3.12 100

    Видно, что на разрешении 720dpi и двунаправленной печати несколько меньше цветовой охват. Связано это, вероятно, с несколько меньшей максимальной плотностью чернил на оттиске, что в свою очередь, вызвано меньшей плотностью капель чернил на листе. При этом на воспроизведение охвата стандартного офсетного печатного процесса ISOcoated_v2_eci.icc это не сказывается - максимальное рассчитанное отклонение практически в два раза лучше, чем это допускается по стандарту ISO 12647-7:2013.

    Что касается воспроизведения цветов Pantone, то максимальные отклонения наблюдаются на 800-ых номерах Pantone - флюоресцентной группе цветов, которые без специальных флюоресцентных красок воспроизвести точно нельзя в принципе.
    Для иллюстрации того, какие цвета Pantone не могут быть воспроизведены с достаточной точностью в таблице приведены отсортированные по убыванию отклонения dE цвета (для бумаги GMG CheckProof 200, 720x1440 Unidir), которые не укладываются в допуск 6dE. Их всего 10.

    Цвет Отклонение, dE
    PANTONE 805 C 17.91
    PANTONE 811 C 16.16
    PANTONE 812 C 14.75
    PANTONE 804 C 14.05
    PANTONE 806 C 12.42
    PANTONE 807 C 11.34
    PANTONE 810 C 10.23
    PANTONE 813 C 7.88
    PANTONE 2395 C 7.82
    PANTONE Purple C 6.09

    Для сравнения - на этой же бумаге и таком же режиме печати на принтере Epson Stylus Pro 4900 были получены следующие параметры: процент воспроизводимых цветов Pantone - 98.22% (20 цветов с отклонением более 6dE), максимальное отклонение - 19.11dE.

    Стабилизация цвета оттиска.
    Еще один параметр, который весьма важен для цветопробной системы - скорость стабилизации цвета на оттиске.
    Для оценки этого параметра были проведены замеры одного и того же оттиска контрольной шкалы UGRA/Fogra MediaWedge v.3 CMYK через определенные интервалы времени - непосредственно после печати, далее через 5, 10, 30 минут, 3.5 часа, 48 часов и 120 часов. Это позволило получить информацию о поведении цвета оттиска по мере его стабилизации во времени. Полученные данные приведены в виде графика, где по оси абсцисс отложено время, а по оси ординат - отклонение (дЕ) от оттиска, измеренного непосредстенно после печати. Для просмотра полноразмерного изображения кликните на него.
    Можно отметить, что голубой цвет во времени "плывет" несколько сильнее и дольше остальных. Но в целом можно сказать, что стабилизация цвета цветопробы наступает очень быстро, буквально в течение 5-10 минут.

    Заключение.
    В целом, принтер произвел очень хорошее впечатление. Тем, кто работал с предыдущими моделями на освоение новой не потребуется много времени - работа с бумагой, чернилами и интерфейсом меню практически не поменялись.
    Принтер очень легко калибровать, получая при этом отличный результат - точность цветопередачи после калибровки даже без проведения оптимизации удовлетворит самого требовательного пользователя.
    Введение новых фиолетовых чернил расширило цветовой охват в фиолетовой области, действительно позволив улучшить точность имитации до 99% таблицы цветов Pantone.
    Отдельно можно отметить исключительно высокую плотность черного, что может быть интересно тем, кто печатает фотографии. Такую высокую плотность (а значит и высокий контраст) можно получить далеко не каждой традиционной (серебросодержащей) фотобумаге.


     ©  ColorArt 2003-2006, SCD (0.0.0.0)
    <